лонгрид авторского проекта newminds.ru
Творчество и индивидуация
Мы собрали и проиллюстрировали самые яркие высказывания юнгианских психологов Карла Юнга и Марии-Луизы фон Франц, писательницы Клариссы Пинколы Эстес и философа Николая Бердяева о творчестве и его влиянии на индивидуацию
Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг о творчестве:
Тайна творческого начала, так же как и тайна свободы воли, есть проблема трансцендентная, которую психология может описать, но не разрешить. Равным образом и творческая личность — это загадка, к которой можно, правда, приискивать отгадку при посредстве множества разных способов, но всегда безуспешно.
Каждый творчески одаренный человек — это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. С одной стороны, он представляет собой нечто человечески личное, с другой — это внеличностный, творческий процесс.
Искусство прирожденно художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием. То, что в первую очередь оказывается в нем субъектом воли, есть не он как индивид, но его произведение.
Комплексы, с точки зрения аналитической психологии, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, психологические трудности и дискомфорт, но и являются проводниками творчества. Задача человека - распознать их творческое влияние на его индивидуацию
Американская поэтесса, писательница и юнгианский психоаналитик Кларисса Пинкола Эстес о том, как комплексы могут подавлять творческое начало:
Зловредные комплексы любят похищать и подавлять творческое начало: чаще всего они обещают душе-самости, что она еще успеет заняться творчеством где-то в туманном будущем. Или обещают: когда у вас выдадутся несколько свободных дней подряд, тут-то вы и начнете творить вовсю. Все это пустые слова. У комплексов нет такого намерения. Это еще один способ задушить творческий импульс.
Доктор философии, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега К.Г. Юнга Мария-Луиза фон Франц о дотворческой депрессии и ее исцеление творческим прорывом:
В некоторых случаях депрессии можно обнаружить, что головными болями и постоянным плохим настроением скрыто огромное желание или порыв, и человек достаточно умный понимает, что прожить его не сможет. Человек убежден, что желание, или воля к власти, или сексуальное влечение, или любое другое сильное инстинктивное влечение не может быть реализовано, поэтому оно подавляется через уступки и так становится ядром глубокой депрессии в бессознательном.

Вот почему, когда вы выводите людей из такого состояния, они поначалу превращаются в голодных львов, которые хотят все пожрать; депрессия была только компенсацией или механизмом подавления, потому что они не могли справиться с огромным порывом. То же самое относится и к реальному творчеству, которое также обладает аспектом нарушения желаний эго. Оно привлекает все силы души для своих собственных целей, так что в сознании остается только глубокая меланхолия, которая затем обычно излечивает себя огромным творческим порывом.

Этот механизм был известен уже в Средние века и в эпоху Возрождения. В теории о меланхолии Марсилио Фичино можно найти описание точно таких же проблем. Фичино сам страдал от очень тяжелых депрессий, и потому называл себя ребенком Сатурна, и точно описывал те состояния депрессии, пустоты, abaissement du niveau mental и вялость, которые у него всегда предшествовали большой творческой фазе. Это также можно сказать и о художнике Альбрехте Дюрере. Дотворческие депрессии, если их правильно понимать, на самом деле полезны, потому что они ведут людей в изоляцию, в собственные глубины и в интроверсию, и потому привносят благоприятные условия, в которых творческая идея могут возникнуть из бессознательного.
Иллюстрации: Альбрехт Дюрер "Меланхолия", Мария-Луиза фон Франц, страница с изображением Филемона из "Красной Книги" К.Г. Юнга
Мария-Луиза фон Франц о творчестве как отображении процесса индивидуации:
Что же означает на практике роль анимы (или анимуса) как проводника по внутреннему миру? Эта позитивная функция возникает, когда человек относится серьезно к сновидениям, настроениям, ожиданиям и фантазиям, посылаемым его анимой/анимусом, и фиксирует их в той или иной форме, например в письменных произведениях, картинах, скульптурах, музыкальных композициях или танцах. Причем, если он работает над этим терпеливо и не спеша, то из недр психики каждый раз появляются новые, более глубокие идеи и впечатления, развивающие и дополняющие предыдущий материал.

После того как предмет фантазии был так или иначе зафиксирован, его надо подвергнуть проверке разумом и совестью. При этом важно рассматривать его как абсолютно реальную вещь: не должно быть никаких, даже смутных сомнений в серьезности происходящего или подозрений, что это лишь плод вашего воображения. Если такой подход усердно практиковать в течение длительного времени, то процесс индивидуации постепенно станет единственной реальностью и сможет развиваться в его истинной форме.
Русский философ, автор оригинальной концепции философии свободы Николай Александрович Бердяев о переживании творческого акта:
Человек есть существо, способное возвыситься над собой, и это возвышение над собой, трансцендирование себя, выход за замкнутые пределы самого себя и есть творческий акт человека. Именно в творчестве человек преодолевает самого себя, творчество есть не самоутверждение, а самопреодоление, оно экстатично.

Дух активен, а жизнь пассивна. Но активным может быть назван лишь творческий акт. Самый малый акт человека есть творческий и в нём создаётся не бывшее в мире. Всякое живое, не охлаждённое отношение человека к человеку есть творчество новой жизни. Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу.

Всякий акт любви есть акт творческий. Нетворческая же активность есть, в сущности, пассивность. Человек может производить впечатление большой активности, делать очень активные жесты, распространять вокруг себя шумное движение и вместе с тем быть пассивным, находиться во власти овладевших им сил и страстей. Творческий акт всегда есть господство духа над природой и над душой и предполагает свободу


Под творчеством я всё время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъём всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию. В творческом опыте раскрывается, что «я», субъект, первичнее и выше, чем «не я», объект. Творческий опыт не есть рефлексия над собственным несовершенством, это – обращённость к преображению мира, к новому небу и новой земле, которые должен уготовлять человек.

Творчество менее всего есть поглощённость собой, оно всегда есть выход из себя


Над лонгридом работали
Михаил Петрушин
Аналитический психолог, составитель раздела о психологии
Александр Плотников
Составитель раздела о философии
Newminds.ru - это авторский проект о глубинной психологии отношений и жизненного предназначения
Наш сайт с авторскими статьями и семинарами - http://newminds.ru
По вопросу психологической консультации - http://newminds.ru/consultations
Наш адрес: Адрес: Малый Каретный переулок, д. 5, стр. 1
Made on
Tilda