Какими бывают сценарии жизни - часть 1

Многим знакомо имя известного психолога Эрика Берна, автора популярных книг и создателя "сценарного анализа". По Берну, сценарий представляет собой программу, заложенную с детства, которую человек реализует в течение своей жизни, не сознавая этого. Как правило, знаком присутствия в жизни человека "сценария" (по-английски, "скрипта") являются повторяющиеся события. Например, у кого-то не сложились отношения с начальством, его "зажимают", он переходит на другое место, но там повторяется то же самое, и так снова и снова.

Руководитель подписывает пустой платежный документ, теряет крупную сумму и через некоторое время "дословно" повторяет ту же ошибку. Он берет на работу в качестве финансового директора человека, который его нагло обманывает, потом расстается с ним и берет следующего, столь же бесчестного.

Вспоминается очень характерный случай с женщиной, которая вышла замуж, и муж пил и бил ее. Она развелась, вышла замуж вторично, и снова муж пил и бил ее. Она решилась на третий брак, и ей повезло - муж не пил. Однако через пару лет он начал пить и бить жену. Сценарий данной особы сформировался в детстве. Ее отец сильно пил и избивал "по пьянке" мать. У девочки произошла идентификация с матерью в роли жертвы, и она стала искать и находить своего "палача". В последнем браке ее выбор оказался "неудачным" с точки зрения сценария. Пришлось "поработать", чтобы непьющий супруг запил и стал драться. Этот сценарий называется "пауки и мухи".

Казалось бы, какая корысть бедной женщине иметь мужа пьяницу и драчуна?

Но оказывается, определенная психологическая выгода есть. Сохраняется привычная с детства "картина мира", она снова и снова получает подтверждение ее незыблемости, того, что "все мужчины скоты" (если бы она не меняла мужей, она не имела бы права на обобщения), подтверждение своего образа "страдалицы". А это весьма выгодная роль, "алиби", дающее возможность не следить за собой, не заниматься домом и детьми, не зарабатывать денег, зато все время жаловаться, быть в центре внимания. Роль ничуть не хуже роли "женщины, у которой все болит" или у которой "неблагодарные дети". То есть, данный сценарий позволяет играть в одну из разновидностей "игры" под названием "деревянная нога", когда жизнь строится вокруг какого-то дефекта, носитель которого не собирается от него избавляться. В описанном случае мы имеем дело с вариантом этой игры - "жена алкоголика".

Не играет ли вышеописанный руководитель (разумеется, неосознанно) в игру, которую можно назвать "обманутый босс"?

Анализ показал, что его мать, женщина властная и имеющая на сына большое влияние, очень ревновала его к школьным друзьям и часто повторяла, что "никому нельзя верить". Такие высказывания называются "родительскими лозунгами" или "предписаниями". Мальчик дал однокласснику деньги в долг, тот не вернул, в другой раз у него "увели" ценную кассету. Каждый подобный случай возводился в ранг "события", мать торжествовала: " Вот видишь. Я же тебе говорила!"

Сын вырос, возглавил собственный бизнес, редко видится с матушкой. Ему не приходит в голову, насколько сильна власть стереотипов, живущих в нем, насколько его личность и личность его матери до сих пор "сцеплены" друг с другом. Он энергичный и успешный коммерсант, все идет прекрасно и вдруг включается материнская "программа": он ведь "послушный мальчик", он должен подтвердить, что мама права и "все воры". И руководитель, словно под гипнозом, выбирает из нескольких претендентов нечистого на руку человека, ставит подпись на пустой платежке или "подставляется" как-то иначе. Что не сделаешь ради любимой матери, если являешься "рабом" соответствующего сценария.

Еще один распространенный вариант - "одинокий руководитель", который жалуется на отсутствие помощи, на невозможность собрать эффективную управленческую команду

Один его заместитель - "пустое место", другой - "болтун". Обычно такой руководитель обладает выраженной тенденцией к соперничеству, он не терпит рядом с собой сильную личность, сравнимую с ним по уровню. В детстве он воспитывался с близкими по возрасту братьями, ему приходилось самоутверждаться на каждом шагу. С тех пор он не позволяет никому "наступать себе на пятки". Не удивительно, что в его ближайшем окружении одни "слабаки".

Итак, "сценарий" формируется во взаимоотношениях с близкими людьми

Родители, часто неосознанно, "транслируют" ребенку свои ожидания. Это может быть желание, чтобы ребенок, став взрослым, осуществил то, в чем его отец не преуспел или что не удалось его матери. Например, мать в юности мечтала стать врачом, а стала инженером. Значит, врачом станет дочь. Или мать вышла замуж по любви и всю жизнь "мучилась" с мужем-неудачником. Поэтому дочь должна найти себе богатого мужа "по расчету". То есть, дочь будет "заложницей" фантазий своей матери и проживать, в сущности, не свою жизнь, а чужую, не подозревая об этом. "Трансляция" происходит различными способами: и путем словесных "лозунгов" и "предписаний", и с помощью демонстрации в поведении, "какой несчастной папа сделал маму" и "как ужасна эта нищета". Другой вариант: "призыв" родителей к ребенку с требованием воспроизвести их жизненный путь, делать все, как они. Тем самым, родители утверждают свои жизненные ценности, доказывают самим себе правильность своего выбора.

Человек может иметь несколько разных "сценариев": в семейной сфере один, в профессиональной - другой

У него может быть сценарий "победителя" ("удачника") или "неудачника". При этом он может быть успешным в плане карьеры и несчастным в личной жизни, либо наоборот.

Сценарий "победителя" встречается у людей, чьи родители верили в возможности своих детей и вкладывали в них много сил. Если ребенок обладал способностями, ему удавалось осуществить мечту родителей и занять то место, которое ему наметили.

Некий товарищ много лет работал организатором торжественных мероприятий при Дипломатическом корпусе. Он видел вблизи известных и влиятельных особ, а себя ощущал лакеем, "мальчиком на побегушках". Он поклялся, что его сын станет дипломатом, важной персоной и прислуживать будут ему. Он перенес на ребенка свои неосуществленные амбиции, вкладывал все деньги в его образование, внушал ему веру в успех. Сын оправдал надежды отца.

Помимо "предписаний" существуют так называемые "проклятия", которые обычно и создают сценарий неудачника

Самые распространенные: "Из тебя никогда ничего не получится!", " Тебя никто не возьмет замуж!" Если ребенок поверит, что из него ничего не получится, что он "не O.K" - он станет откровенным неудачником, никогда не попадет на руководящие позиции. Тут все просто.

Интерес представляют скрытые, замаскированные "неудачники", которые в течение длительного времени кажутся блестящими и вполне успешными - пока не совершают досадную оплошность или не ломают конечность в самый ответственный момент (как будто кто-то ставит им подножку).

Яркий тому пример - судьба одного господина. В советские времена он работает в НИИ, защищает кандидатскую диссертацию, делает докторскую. Незадолго до защиты его бросает жена, научный сотрудник впадает в депрессию, запивает и "вылетает" из института. Но тут начинается перестройка, и наш герой, будучи человеком инициативным, организует кооператив, куда переманивает своих бывших коллег по НИИ. Он женится заново и процветает. Проходит несколько лет, и его "лучший друг" вытесняет его из бизнеса и уводит его жену. С трудом "зализав раны" и придя в себя после такого предательства, упорный господин создает ЗАО и "раскручивает" новое дело "с 0". Наученный горьким опытом, он больше не женится. В течение трех лет все идет прекрасно, он расширяет свой бизнес, открывает филиалы. Но его "злая судьба" не дремлет. То ли он совершает опрометчивую сделку, то ли его "подставляет" партнер - но все опять рушится. Этот сценарий называется сценарием Сизифа. В греческой мифологии был такой персонаж, которого наказали боги: он вкатывал камень в гору, но когда он был уже рядом с вершиной, камень скатывался вниз, и приходилось все начинать сначала.

Существуют сценарии, которые ограничивают реализацию потенциала, тормозят продвижение

Вот пример такого сценария- "поводка". Подросток любит и уважает отца, который много вкладывает в образование и развитие сына. Молодой человек приступает к работе и начинает делать карьеру. Ко всем верхним, "родительским" фигурам он относится с почтением, не делает ничего, не посоветовавшись с начальством, как прежде с отцом. К нему относятся с симпатией, продвигают его по служебной лестнице, тем более, то он этого вполне заслуживает. Вот только происходит это медленно, его ровесники обгоняют его, перепрыгивая через несколько ступенек. Они чувствуют себя все более зрелыми и самостоятельными, проявляют инициативу, дискутируют с руководством там, где он послушно поддакивает. Он удобен и безопасен для начальника, не претендует на его кресло, даже не помышляя занять место "отца" - ведь он почтительный сын. В один прекрасный день он обнаруживает, что в этом кресле сидит его не столь зависимый и инфантильный однокурсник.

"Почтительный сын" никогда не станет первым лицом, никогда не "развернется" в полную силу, если! не избавится от сковывающего его сценария.

Как же определить свой сценарий?

Оказывается, заложенная в детстве "программа" может быть извлечена "на свет Божий" путем анализа сказок. Та или иная сказка не случайно произвела на ребенка сильное впечатление, возможна идентификация с героем этой сказки из-за совпадения сюжета и его жизненных обстоятельств. Сказка "помогает" оформиться, приобрести более четкие очертания наметившемуся сценарию. И, "обнаружив" потом эту сценарную сказку, можно определить, по какой программе живет взрослый человек.

Вот пример такого сценарного анализа. Дама 50-ти лет, владелица собственного небольшого бизнеса. На нее работают около сорока человек. Но правильнее было бы сказать, что это она работает на них. Она проводит какую-то странную кадровую политику, подбирая самых "убогих" и беспомощных в профессиональном плане работников. Она без конца опекает их, решает все их проблемы, в том числе, личные, лечит, помогает деньгами, не получая ни отдачи, ни благодарности. Ситуация выглядит нелепо. Хозяйка на грани банкротства, с одной стороны, и нервного истощения и депрессии, с другой.

Ее сценарная сказка - "Белоснежка и семь гномов". Она - старшая дочь в многодетной семье. Родители совершенно не бывали дома и не занимались малышами, "сбросив" все на нее. Всю жизнь она "доказывает" своим безответственным родителям, как надо "правильно жить", как надо заботиться о детях (в качестве "детей" или гномов из сказки выступают ее служащие). Это совершенно неосознанная установка чуть было не привела к крушению ее бизнес и ее жизнь.

К счастью, от сценария можно освободиться. Э. Берн писал, что помочь может "война, любовь или психотерапия". В данном случае помогла психотерапия. Клиентка получила "разрешение" выйти из затяжного одностороннего "спора" с родителями и строить свою жизнь и свой бизнес на новом, рациональном основании. Меньше, чем через год измученная полуживая особа превратилась в цветущую бизнес-леди.

Выход из сценария посредством любви показан в фильме "Красотка". Героиня Джулии Робертс помогла "акуле" Ричарду Гиру прекратить сводить счеты с давно умершим отцом и в отместку ему крушить бизнесы ни в чем не повинных контр-агентов. Оказалось, что другим, не столь деструктивным, способом можно стать даже еще богаче.

Существует множество сценариев, соответствующих известным сказкам. Например, "Колобок" - человек, начинающий какое-то дело, но не способный ничего доводить до конца - ему становится скучно и он "катится" дальше. Хорошо, если Вам нужен именно такой помощник, чтобы "раскрутить проект с нуля", а потом пусть катится, скатертью дорога. Но ведь может случиться, что Ваш бизнес требует стабильного руководства, и тогда не выявленный вовремя "колобок" нанесет серьезный урон.

У одного менеджера сценарной оказалась сказка про молодца, который бился со Змеем Горынычем - тот ее фрагмент, когда молодец отрубает Змею головы, а они снова и снова отрастают. Менеджер зафиксировался на этом моменте и в своей деятельности его все время воспроизводит: он борется с проблемами, а они возникают снова и снова - ниоткуда, как в сказке.

"Приключения Буратино", как правило, является сказкой инициативных и любознательных людей. Вспоминаются сразу два случая, когда ее назвали "сценарной" талантливые финансисты. Причем оба лучше всего запомнили с детства тот фрагмент, где говорилось про "поле чудес в стране дураков" и звучал совет "зарыть там свои денежки" в надежде, что вырастет деревце с золотыми монетками. Забавно, что оба они избрали сферой своей профессиональной деятельности область инвестиций.

Встречается сценарий, соответствующий сказке Андерсена "Огниво". Там солдат сначала набивает котомку медными монетами, потом находит сундук с серебром, высыпает медные монеты и наполняет котомку серебряными, а потом высыпает серебряные, чтобы взять золотые. Это напоминает сценарий Сизифа, так как герой каждый раз начинает "с 0". Разница в позиции - в том случае человек пассивная "жертва" обстоятельств и вынужден начинать с начала, в этом - он действует по собственному выбору. Поэтому здесь мы имеем дело со сценарием "победителя".

Примером может быть успешный ученый, заведующий кафедрой ВУЗа, который порывает с "академическим прошлым", организует собственный бизнес, преуспевает, оставляет его сыну и уезжает в Америку, где начинает все с начала. Его никто не гонит, кроме его активности и стремления испытать свои силы на разных поприщах и в разных условиях. Каждый раз он обретает больше, чем имел прежде.

Продолжение статьи: Человек-ракета, Человек-невидимка, Игрок, Прожектор, Улитка на склоне

Автор: Татьяна Готлиб

02 августа 2016 г.