Активное воображение для Карла Густава Юнга помимо работы со снами являлось центральной практикой. Для него воображение это не просто фантазирование. Это настоящий коридор или тропа к живой психике, к тем голосам и образам, которыми с нами разговаривают сами архетипы. Активное воображение оказывается важнейшим инструментом, которым Юнг предлагает воспользоваться, чтобы прежде всего уметь устанавливать связь между той частью нас, которую мы осознаем, и той, которая остается бессознательной и часто содержит в себе много ресурса. Юнг призывает нас использовать воображение в качестве рабочего инструмента самой психики, необходимого для того, чтобы путем самопознания достичь целостности и внутренней гармонии.
Вместе с этим царство воображения может оказаться на самом деле довольно угрожающим местом, особенно для того, кто боится потерять привычное и знакомое. Практикуя активное воображение, мы можем в какой-то момент ощутить в себе этот страх найти нечто новое, то, что может нас поменять. Он как будто происходит из области живота, из места солнечного сплетения, и может работать как выключатель нашей способности к воображению. При этом бессознательное очень часто предлагает нам необычные пути или способы, как поменять свою жизнь - например, нам снится здание с черным ходом, дом или квартира с новой входной дверью или новым окном или балконом. Или нам снится сюжет с побегом, или мы летаем во сне. Эти образы и сюжеты, с которыми мы тоже можем продолжить работать в активном воображении, показывают на возможности выхода из привычных, но устаревших шаблонов, или даже из кризиса или тупика. И что особенно ценно, если мы все-таки осмелимся поменять знакомые маршруты, конечно, прежде внутренне окрепнув, тогда у нас получится символически открыть дверь для нового трансформирующего опыта, чтобы он смог прийти в нашу жизнь.