Друзья, кто из нас в переходный период своей жизни не проходил опыт уединения и даже ухода в себя, почти что сродни монашескому отшельничеству. Когда приходит такой этап, мы может почувствовать, как энергия от внешнего мира вдруг начинает уходить в сторону мира внутреннего. Как при самой активной жизни вовне, с нашей повседневной вовлеченностью в работу, в интенсивное общение, в отношения и в самые разные житейские заботы, в нас может возникнуть щемящее ощущение тоски по чему-то важному в себе, но вероятно упущенному. А иногда даже пугающей потери какой-то внутренней укорененности.
Быть может пока что такое возникает у нас время от времени. Хотя возможно, что у кого-то это чувство все настойчивее просится быть замеченным. Нередко оно приходит к нам в виде той самой дамы в черном, которую мы должны не прогонять, а усадить словно гостью за стол и выслушать. Так Юнг называл депрессию, одна из задач которой - бережно, но настойчиво увести наше внимание с внешних забот на внутреннюю работу.
Наицелительнейшая практика аскезы - временного ухода от внешнего в свою внутреннюю обитель души - наверняка вызовет у людей, окружающих нас и каким-то образом от нас зависящих непонимание, тревогу и даже неодобрение. Однако меру интенсивности этой терапевтичной практики увы выбираем не мы, а наш процесс индивидуации. Кому-то достаточно практиковать её незаметно для окружающих, продолжая как и прежде вести свой обычный образ жизни. Кому-то необходимо на какой-то переходный период буквально уйти из мира. Но не в желании убежать от его задач и трудностей, а в осознанном стремлении прожить свой опыт внутреннего отшельничества, сопряженного с непростой потерей всех прежних ориентиров, во имя обретения нового внутреннего центра. Который впоследствии станет тем единственным, обо что можно будет опереться. Надежной опорой с большой буквы.
Удивительно, как в процессе проживания такого опыта очень часто и порой совершенно неожиданно нам начинают сниться образы церкви, церковной службы и церковнослужителей. И насколько ресурсным может оказаться наше понимание символического языка, на котором решает заговорить с нами наша же душа. Как такая внутренняя работа по обдумыванию тех смыслов, которые являет нам психика, может оказаться лучшим лекарством от тревог, страха перед будущим, потери энергии и жизненного смысла. По сути наша психика будто говорит нам: почему бы не попробовать начать служить службу в своей внутренней церкви? Увидеть в ней все свои части, возможно отвергнутые или почему-то забытые? Уделить им должное внимание, как священник заботится о своей пастве? Может тогда и получится обрести ту самую опору внутри, которую порой так хочется найти где-то вовне?
Лично я такое понимание своей внутренней церкви обрел не сразу, но знаю, что для некоторых людей опыт регулярного отшельничества во имя символического служения душе был знаком очень рано, практически с детства. Иногда это явилось следствием очень непростых жизненных обстоятельств, но кто может знать, во имя чего человеку пришлось их перенести?
__________________