Umbra Mundi - Тень мира и спутница Anima Mundi.
Umbra с латинского - тень, тьма, темнота.
Per umbram - во мраке ночи.
Anima Mundi это душа мира, божественное в материальном космосе.
Umbra Mundi является её тенью. Мы можем сказать, что это темная сторона Бога, так её описывал Карл Густав Юнг и многие его ученики.
В силу своей архетипической природы она охватывает всех.
Это Тень, которая упала на весь мир. Откуда она пришла? Почему это случилось с нами в данный конкретный момент человеческой истории? Это важнейшие вопросы, которые следует рассмотреть.
Umbra Mundi набрасывает покров неопределенности на наши упрощенные прогнозы и предположения. Мы можем думать о будущем
лишь как о продолжении недавнего прошлого, а теперь внезапно возникают сомнения, тревога, страх перед тьмой, которая спустилась и окружила нас.
Будущее оказалось скрыто. Как будто мы жили при свете дня, нам так казалось, а теперь стало темно и путь вперед затенен.
Это глобальное состояние в настоящее время. Это не только личное, это коллективное, оно повсюду.
Тень падает одинаково на всех. Теперь нет места, где можно от неё спрятаться, даже в религии.
Однако мы не можем сказать, что теология, религиозные учения не подготовили нас к этому. Библейские заветы и многие религии говорят о подобных временах в жизни отдельных людей и коллективов. Мы также знаем о стадии Нигредо в алхимии (в личностном развитии - этап символической смерти, сопровождаемый депрессией и предшествующий новому психологическому рождению, моё прим.), которая показывает себя изображениями (и соответствующей символикой во снах, мое прим) черных воронов, трупов и солнечного затмения.
Черное солнце алхимии, о котором Юнг пишет в своих поздних работах, является эквивалентом Umbra Mundi: «…есть Sol Niger, Черное Солнце, которое совпадает с nigredo (символическое почернение) и putrefactio (символическое гниение), это состояние умирания, смерти» (CW 14), пар. 113).
И конечно, многие мифологии говорят о таких состояниях сознания. Что примечательно в настоящем времени, так это то, что оно универсально. Это действительно Umbra Mundi. Это не локальное явление, или личное настроение или преходящее чувство. Это объективная реальность. Мы все находимся во тьме и по всему миру.
Мы задаемся вопросами: почему именно сейчас? Что это значит? Это больше, чем просто «пауза» в предшествовавшем бешеном ритме жизни. Это вынужденная и полная «остановка». Мы должны посидеть в темноте какое-то время, пока наши глаза не привыкнут к новому состоянию, в котором мы пребываем.
Я бы не хотел говорить, что конкретно из этого выйдет или что мы увидим в этой темноте, так, что это изменит будущее. Чаще всего это время для практики «У-вэй», (созерцательная пассивность, недеяние) - нужно остановиться, подождать и посмотреть, что именно начнет приходить.
Именно так мы встречаемся с бессознательным. Что появится из тьмы наших умов в это время Umbra Mundi? Мечты, сновидения, образы, мысли — приветствуйте их и работайте с ними.
В темноте вы не видите пути вперед. Вы только можете делать в одно время только один необходимый шаг, как мудро советует Юнг. Я думаю о Данте в темном лесу. Затем появляется Вергилий, и они начинают свое путешествие. Lasciate ogne speranza, voi ch’entrate (ит.) - «Оставь надежду, всяк сюда входящий», — гласит надпись над воротами в Ад, и они смело входят в эту неизвестную и запретную область души.
Таково состояние мира. Мы находимся в темном лесу, и неопределенность нас всех заразила. Возможно, в эту ночь появится Вергилий, чтобы сопровождать нас. Нам есть чему поучиться в Umbra Mundi.
Вопрос Мюррею Стайну от интервьюера, юнгианского аналитика Пэт Кэтски:
Вы предполагаете, что «её архетипическую природу» можно считать «темной стороной Бога». Используя эти идеи, создается впечатление, что мы коллективно вступаем в контакт с темной стороной трансперсонального измерения Самости. Для тех из нас, кто живет на Западе, поиск дальнейшего пути может потребовать от нас по-новому взглянуть на односторонность образов наших божеств, к которым мы давно привыкли. И напротив, некоторые индуистские божества, такие как Шива и Кали, включают в себя глубокие противоположности созидания и разрушения, как и другие образы божеств, присутствующие в духовных традициях и встречающиеся в культурах по всему миру. А некоторые восточные духовные традиции вообще не опираются непосредственно на изображения божества. Мне интересно, как эти другие подходы к духовности могут повлиять на нашу глубокую вовлеченность в тот момент, когда по всему миру начинает проявляться темная сторона Самости.
Моё прим: кстати, энкаустическая (т.е. нарисованная смесью из расплавленного воска и красок) икона VI века «Христос Пантократор» из Синайского монастыря как раз показывает буквально двусторонний образ божественного, если одну сторону лика закрыть ладонью, получится в этом убедиться.
Далее Стайн: От христианства мы унаследовали довольно односторонний образ Бога, образ чистой любви и света. Как вы знаете, Юнг возражал против доктрины зла как privatio boni (зла как отсутствия добра) и рассматривал зло как мощную силу саму по себе, но в то же время содержащуюся в unio oppositorum, сложном единстве. Его концепция заключалась в более всеобъемлющем образе Бога, который содержал бы свет и тьму, добро и зло в одном Божестве. Итак, Umbra Mundi (Тень мира) — это аспект Unus Mundus (Единого Мира), как и Anima Mundi (Душа мира).
(Прим: Юнг использовал выражение Unus Mundus, чтобы обозначить единую трансцендентную реальность, лежащую в основе дуализма психики и материи).
В юнгианской психологии мы говорим о Самости как об unio oppositorum, единстве противоположностей. Юнг был непреклонен в этом вопросе. Причина ясна: люди сложны и имеют тень, а тень укоренена в Самости, которая является нашей природой. Никто не может работать в сфере психологии, не испытав на себе эту особенность личности - в проекции и переносе, в фантазиях или снах. А наша библейская религия учит нас, что мы созданы по образу и подобию Божию (imago Dei), и это значит, что образ Бога тоже имеет тень. В библейском богословии это Сатана или Дьявол. Согласно этой доктрине, люди и Бог отражаются друг в друге. Umbra Mundi — это теневая сторона Бога (т. е. Unus Mundus, Единого Мира), которая сейчас проявляется в нашем мире.
Вопрос в том, что всё это значит? Почему нам дано это «откровение» (позвольте использовать это слово) в этот конкретный момент нашей истории, как человеческого вида? Я думаю, что мы должны воспринимать все эти события как откровение, и, следовательно, она должно иметь смысл. Для нас крайне важно интерпретировать это явление, иначе оно не поможет нам избежать еще более печального будущего.
(Прим: нераспознанный смысл подобных происшествий, как если мы могли бы интерпретировать подобное откровение как стремление замедлиться, прекратить бешеный темп, и заглянуть в Imago Dei внутри психики, в то время как подобный темп отрывает от этой глубинной связи - оставаясь нераспознанным, он лишь увеличит бедствия на своем новом витке).
Пэт Кэтски: Исследование возможностей изменений в образах западных божеств напоминает два образа из средневекового алхимического текста «Splendor Solis» («Великолепие Солнца»), образы, которые предполагают осознание за пределами двойственности. Это изображение под номером 19, Тьма гниющего Солнца, и изображение под номером 22, Красное Солнце. Кажется ли вам, что эти образы могут предложить новый опыт осознавания, которое окажется способным удерживать Anima Mundi (Душу Мира) и Umbra Mundi (Тень Мира) в более целостном и неделимом осознанном состоянии?
Мюррей Стайн: Осознанность за пределами дуальности, безусловно, должна охватывать противоположности: тьму и свет. Эти образы из алхимии (изображения из алхимического трактата «Splendor Solis» - «Тьма Солнца в разложении», и «Красное Солнце» - см картинки к тексту) предполагают именно такое состояние сознания. Темное солнце — символ энергии в регрессии, в упадке. Красное солнце — это энергия в развитии, в прогрессии, ярко струящаяся наружу. Таковы ритмы. И мы должны настроиться на эти энергетические ритмы.
Древние египтяне знали об этом как о путешествии Солнца по небу днем и через темный подземный мир ночью. Опасности ночного морского плавания подробно описаны в росписях гробниц. Амдуат, древнеегипетское заупокойное произведение (погребальный трактат), который наш коллега Андреас Швейцер так прекрасно прокомментировал в своей книге «Путешествие солнечного бога по загробному миру», описывает, что именно происходит в каждый из часов путешествия по подземному миру. Из таких текстов, как «Амдуат», мы можем узнать, с чем придется столкнуться в Umbra Mundi и как перенести этот переход в новый день. Этот ритм является фундаментальным для Unus Mundus, и он будет повторяться до конца времен.
Многие люди задаются вопросом, каким будет будущее после того, как этот темный период пандемии или прочих катастроф пройдет. Изменит ли такое откровение Umbra Mundi существенно людей в глобальном масштабе? Это начало трансформации сознания? Почти все, с кем я говорю или кого читаю, согласны с тем, что наступит некая «новая нормальность». Но что это будет?
Можно было бы надеяться, что это будет способствовать более четкому пониманию наших ограничений как человеческого вида на этой планете и более глубокому ощущению нашей взаимосвязи с другими видами и с природой. Мы — одна субстанция - люди, другие виды, природа, космос, Бог. Целое состоит из взаимосвязанных частей, и все находится в динамической связи со всем остальным. Это единственное вещество, по сути, является энергией, как мы узнали из квантовой физики, а энергия Солнца является источником жизненной энергии на этой Земле. Само Солнце — это часть космоса, состоящая из энергетических колебаний. Люди не отвечают за то, как распределяется и направляется энергия. Мы еще раз научились этому на примере пандемии коронавируса.
Целое имеет свой собственный способ регулирования отдельных его частей, и в этот момент людьми начинает управлять сила, которая превосходит нашу общую и совокупную волю.
Пэт Кэтски: На ум приходит образ похищения Персефоны из греческой мифологии — у многих из нас такое ощущение, будто нас похитили из прошлой жизни и погрузили в эту новую темную реальность.
Мюррей Стайн: Это хорошая метафора для этой внезапной, нежеланной, неожиданной и довольно жестокой энантиодромии (психологический принцип перехода в собственную противоположность). От символического невинного девичества до тишины загробного мира за такой короткий промежуток времени – да, это шок. Но надо помнить, что Персефона в результате этого нисхождения во тьму превратилась в Царицу подземного мира. Она адаптировалась. Ее глазам пришлось приспособиться к темноте, чтобы функционировать в новой ситуации.
Пэт Кэтски: Представляете ли вы, что трансцендентное Третье может появиться в нашем сознании, если мы сможем удерживать напряжение между архетипическими энергетическими полями, полюсами - Anima Mundi (Душа мира) и Umbra Mundi (Тень мира)?
Мюррей Стайн: Это то, чему мы научились у Юнга. Удерживая напряжение противоположностей — в данном случае угрожающей тьмы Umbra Mundi и животворящего света Anima Mundi — появится «третье». Я думаю, мы сможем добиться этого, если будем оставаться ближе и вовлеченнее по отношению к нашим сновидениям. Появится новый синтез противоположностей, который объединит их особенности, но в то же время выйдет за их пределы. Нам обязательно следует искать символы. Символы будут появляться отдельным людям и, возможно, также перед коллективным разумом. Главное – верным образом жить с этими символами. Они предлагают надежду и начало понимания всего происходящего.