Страстная жизнь

____________________

Джеймс Холлис
Отрывок из книги "Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни".


Когда Джозефа Кэмпбелла спрашивали о том, как следует жить, он любил повторять: "Следуйте за своим счастьем". Он понимал, что большую часть времени мы живем под диктатом родителей и своей культуры, теряя в процессе жизни лучшие черты собственной индивидуальности. Некоторые из нас, слыша про "счастье", недоумевают, считая, что речь идет о нарциссизме или о каком-то фантастическом путешествии, наподобие космического полета. Я понимаю слова Кэмпбелла иначе: по-моему, речь здесь идет о душевном странствии, включающем все необходимые для этого страдания и жертвы. Я склонен несколько перефразировать мысль Кэмпбелла и выразить ее так: "Следуйте своей страсти".
Страсть – это то, что подпитывает нас, и, как и наше профессиональное призвание, она – скорее веление, чем выбор. Скульптору Генри Муру, которому исполнилось девяносто лет, задали вопрос, как ему удается по-прежнему вести столь разнообразную и насыщенную жизнь, на что тот ответил, что внутри него живет такая сильная страсть, которая никогда не истощается.
Генри Мур. Картины и скульптуры.
На 1 фото - Генри Мур. Фотография скульптора и художника, 1960 год.
2 - «Набросок человека: Матушка и ребенок» 1941 г.
3 - Скульптура «Полулежащая фигура» и автор, 1929 г.
4 - Скульптура «Старая Фло. Одетая сидящая женщина» 1957 г.
По той же причине Йетс продолжал писать стихи, находясь уже на смертном одре. В стихотворении, написанном незадолго перед смертью, он назвал себя "старым диким шутником". А греческий писатель Казандзакис дал такой совет: "Не оставляйте смерти ничего, за исключением горстки костей". Я цитирую здесь писателей и поэтов не только потому, что они оставили свои мысли на бумаге, но прежде всего потому, что художник все время горит в огне своего творчества. Каждый человек, который пытался всерьез заниматься творчеством, знает, насколько тяжел этот труд, с какими страданиями он сопряжен и, вместе с тем, какое ощущение удовлетворения приносит и сам творческий процесс, и его завершение.
В среднем возрасте для нас открывается возможность найти предмет
своих страстных устремлений. Возникает неумолимое желание найти то,
что погружает нас в глубины жизни и нашей природы, и этот поиск
вызывает болезненные переживания, которые способствуют нашей трансформации.

Подобно людям, верующим в переселение душ, мы можем вернуться из подобных поисков обновленными и получить новый шанс реализовать свои возможности, но все равно это уже будет совершенно иная жизнь, не та, что до этого. Наше призвание заключается в том, чтобы прожить свою жизнь максимально полно.
Мы не должны приближать смерть и, беспомощно запинаясь и стыдясь,
хныкать о невозвратном прошлом. Если мы родились, чтобы реализовать себя
как полноценную личность, то надо твердо сказать: это время пришло.
Чтобы найти свою страсть и отдаться ей, незачем срываться с насиженного места, как, например, поступил Гоген, переехавший на Таити, ибо есть понятие долга, есть люди, чья жизнь в той или иной мере зависит от наших решений, а также и другие аргументы за то, чтобы не отказываться от принятых на себя моральных обязательств. И все же мы обязаны жить своей страстью, как бы ни казалась нам наша жизнь банальной и временной, с надеждой, что в один прекрасный день все станет абсолютно ясным, а выбор – чрезвычайно легким. Жизнь редко бывает простой и ясной; столь же нелегким оказывается и выбор, который предопределяет и преобразует нашу жизнь.
"Я закрыл глаза , чтобы видеть" - Поль Гоген
Страх погрузиться в собственные глубины – это наш враг. Мы волнуемся, что нам чего-то не разрешат? В среднем возрасте все разрешения отменяются, в них больше нет необходимости. Врагом является только страх и ничто иное. Но если нас пугают собственные глубины, возможные проявления страсти, то тогда нам в еще большей степени следует бояться своей непрожитой жизни.
Вот некоторые важные аксиомы:

1. Жизнь без страсти – это жизнь без глубины.

2. Страсть, хотя она и представляет опасность для порядка, предсказуемости, а иногда и душевного здоровья, свидетельствует о наличии жизненной силы.

3. Нельзя приблизиться к богам, к архетипическим глубинам, не рискуя с головой окунуться в бесконечность жизни, ибо таковы пожелания богов и веления страсти.

4. Поиск новых страстных увлечений и занятие интересным и приятным для себя делом способствуют процессу индивидуации.

Архип Куинджи «Море. Крым». 1898—1908
Когда мы приходим к осознанию всей необъятности нашей жизни и выбираемся за пределы детских и эгоцентрических границ, мы должны сказать "да" своему душевному странствию и поставить на карту все.
Рильке написал стихотворение под названием "Архаический торс Аполлона",
в котором рассказчик исследует каждую трещинку и каждый изгиб рельефа
искусно обработанного камня. А затем он вдруг понимает, что он сам стал предметом "изучения"
со стороны скульптуры. Поэма заканчивается неожиданным резким приказом:
"Сумей и ты себя пересоздать!"
Я понимаю это так: когда человек сталкивается с предметом, рожденным истинно творческим, дерзким воображением, он не может притворяться бессознательным. От него в равной мере требуется широта души и дерзость поступков. Следуя своей страсти, которая проникает в нас так глубоко, что причиняет одновременно боль и радость, человек ускоряет процесс индивидуации, извлекая из глубин свои скрытые возможности. Как и в случае выбора работы по призванию, Эго не принимает на себя никакой ответственности; оно может либо отойти в сторону, либо дать свое согласие. "Это не моя, а Твоя воля". Жизнь со страстью приносит человеку обновление, когда старая жизнь зачерствела. Жить со страстью – это единственный способ полюбить жизнь.
Джеймс Холлис «Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни»
  • Отношения
  • Жизненные трудности
  • Предназначение
  • Из опыта консультирования
  • Прямые эфиры
  • Семинары
  • Сновидческая группа
  • Консультации
  • Сновидческие вебинары
  • Вебинары по отношениям
  • Вебинары по предназначению
  • Вебинары про внутренние трудности
Made on
Tilda