Исцеляющий символ
____________________

Михаил Петрушин
аналитический психолог
1
Трансформация по-юнгиански: из человека обыденного в мага своих изменений
Когда бессознательное открывает перед нами новые перспективы (обычно их получается увидеть в сновидениях или неожиданных событиях), нет смысла ему противиться. Возможно, у нас есть страх перед силой, столкновение с которой способно привести к долгожданной трансформации. К переменам в жизни, о которых мы грезим. Для того, чтобы они воплотились, от нас потребуется внутренняя готовность. На самом деле это уже очень много.

Для перехода в новое должны пройти годы подготовки. Без готовности, пока мы еще не созрели, бессознательное не даст перейти к изменениям и даже станет наоборот им препятствовать. Однако в точке готовности оно обязательно запустит процесс трансформации, нас не спрашивая. Причем как именно он будет разворачиваться, мы сможем предугадать лишь отчасти, по косвенным признакам, появляющимся в сновидениях сильно до, по опыту обычно не ранее, чем за полгода.

В этой переходной точке нам остаётся полагаться не столько на себя, в силу того, что наше эго подвергнется растворению в парадоксальном процессе перемен. А на мудрость бессознательного, на его волю: оно действительно знает лучше, как вывести нас на другой уровень. Эго так не умеет, потому что способно видеть лишь узкий отрезок горизонта всех возможностей и будущих событий.
Также как бессознательное выбирает нас, чтобы помочь провести сквозь процесс трансформации, так и нам неизбежно предстоит превратиться из человека обыденного в мага своих изменений. В шамана, говорящего разными голосами и предсказывающего будущее. Пугающего привыкшее к нашему обычному образу окружение своими странностями, являющимися маркерами предстоящих изменений.

Красивая метафора превращения из гусеницы в бабочку может разочаровать некоторых своей банальностью. В ней нет ничего плохого, но она мало что скажет о том, через что именно нам предстоит пройти, чтобы поменяться. Иной раз более близким образом является реальное превращение в странствующего мага (от персидского maguš или лат. magis - мудрый), в жреца или жрицу, которые не боятся воли бессознательного, но служат ей, вне зависимости от того, насколько необычным окажется сам ритуал этого служения. В этом случае препятствовать изменениям может только наше неверие в способность быть магом, впускающего дух глубин в себя и свою жизнь.

Итак, если неверие мы все же смогли в себе победить, остаётся еще одно препятствие, имя которому наивность. Мы действительно стоим перед Вызовом с большой буквы. В процессе трансформации, как и в любом настоящем приключении, мы не наблюдаем за дикими животными, заточенными в клетке, только с безопасного расстояния. Мы сталкиваемся с ними непосредственно, потому что должны зайти на их территорию. Без этого смелого шага поменяться невозможно, как нельзя измениться, лишь читая книги или варясь в привычном окружении.

Помня о наивности, маг должен или должна знать: личный опыт это лишь песчинка, которую смоет первый поток вторжения бессознательного в нашу жизнь. Однако опыт коллективный, сохраненный в культуре, мифологии, в религиозных течениях, запечатленный в архитектуре и искусстве - это то, что может дать магу нерушимую внутреннюю опору. Без сомнений она нам понадобится, так как только с ней у нас получится пережить и переварить то, что в процессе изменений называется Mysterium tremendum - мистический ужас и восторг при встрече с силой бессознательного.

Коллективный опыт покажет, что не мы первые сталкиваемся с духом глубин. Он даст необходимые знания, как быть с этим опытом, не те знания, которые можно получить, сидя на университетской скамье, а совершенно другие - их называют высшими, эзотерическими или гностическими (от греч. гнозис - знание). Есть краткое напутствие, оставленное гностиками, подготавливающее ищущего к встрече с подобным знанием: "Когда придёт Бог, смотри вниз и записывай сказанное и то именование его, которое он тебе даст. А он не уйдет из твоей палатки, пока подробно не скажет тебе и то, что тебя касается".

Если мы чувствуем важность этих слов, это может говорить о нашей готовности к переменам. Если скорее нет, тем более если эти слова кажутся глупостью или того хуже безумием - значит время еще не пришло. Увы, к некоторым возможно оно не придёт никогда.
2
Утрата и обретение исцеляющего символа
Обретение исцеляющего символа способно на многое. Оно пробуждает в нас источник жизни и смысла, который действительно - может быть не сразу, постепенно, со временем - сыграет решающую роль в раскрытии потенциала во всех сферах жизни, в отношениях, в творчестве, в работе, где угодно. Найденный символ способен помогать преодолевать то, что "вылечить" окончательно невозможно, да и вероятно не нужно. В таком случае он способен поставить нас как бы над нашими страхами, тревогами, слабыми сторонами, травмированными частями личности. Поэтому работа над своим исцеляющим символом это по сути и есть психотерапия - лечение души, лечение психики.

Утрата символа часто ощущается как депрессия, как некая утечка жизненных сил. Или как надоедливая тревога, мешающая укрепиться, обрести внутреннюю опору. Эта утрата заставляет компульсивно перерабатывать, загоняя себя трудоголизмом. Возможно она принуждает убегать от внутреннего во внешнее, иногда в излишнюю озабоченность оценкой нас со стороны других людей.

Восстановление связи с символом возвращает во-первых жизненную энергию, а во-вторых мы получаем наше внутреннее руководство, как лучше поступать в том или ином случае, что действительно нужно и полезно, а что скорее нет. И в-третьих, освобождает от зависимости от внешней оценки - в центр мы начинаем ставить не столько свое эго, которое всегда неполноценно и хрупко, а символ, целостный, полноценный, полный смысла, индивидуальный. О котором возможно знаем только мы.

Конечно, чтобы это всё не звучало слишком отвлеченно от жизни, просто полезно помнить формулу, озвученную Юнгом: все, что разворачивается у нас вовне, изначально пребывает внутри, в бессознательном. Если у нас с бессознательным по какой-то причине случился дисконнект, на каком-то жизненном этапе мы сталкиваемся с трудностями, может даже оказаться, что будто бегаем по кругу. Тогда мы начинаем работать со снами например, и обнаруживаем, что бессознательное предлагает массу самых разных, сложных или не очень, иногда непонятных сюжетов и образов.

При должном внимании и упорстве у нас получится связать их со своими важными темами и наверняка найти во снах образ, а точнее тот самый исцеляющий символ, который в данный момент предлагает бессознательное, для того, чтобы помочь пройти Рубикон.

Этот символ будет кристализовываться в процессе изменений. Часто может так оказаться, что мы на самом деле носим его в себе довольно давно, по разным причинам не давая ему раскрыться. Всему свое время, но в переходные моменты исключительно важно найти свой исцеляющий символ и дать ему развитие как внутри, так и в реальной жизни.

Обращаясь к богатым образам из искусства и мифологии, мы амплифицируем, то есть расширяем значения разных символов, с которыми сталкивается каждый из нас на пути своей индивидуации, раскрытия своего потенциала. По сути лишь от нас зависит, насколько широко мы можем взглянуть на самих себя и на свои возможности. А с другой стороны, насколько глубоко можем увидеть, в какой точке в данный момент находимся и в каком направлении стоит двигаться. Для этого знание символического языка психики - а именно на этом языке она ведёт с нами разговор - оказывается просто необходимым.
3
Символическое мышление
Отнеситесь к символу, который стремится воплотиться в вашей жизни на данном этапе или на всем её протяжении, серьезно, по-настоящему. Серьезное отношение к символу означает, что мы ставим его во главу угла, а все происходящее вовне уверенно стараемся с ним связывать.

Я намеренно провожу различие между символическим мышлением или символической установкой на жизнь, и той, которую называю нормотипической.

Норма живет нормой во всех отношениях, как бы не банально это звучало. Символическое мышление требует от нас другого измерения вне нормы и совершенно другого отношения к жизни: у вас не просто работа для зарабатывания денег или образование для уверенности в завтрашнем дне, но Предназначение. У вас не просто отношения для того, чтобы была семья, а Алхимический брак, в котором созидается ваш символ - божественный ребенок, которому вы помогаете воплотиться на этой бренной земле. В конце концов вы - не просто вы, но живое воплощение символа, и не вы живете, но символ в вас.

Наверное, нужно пояснить, что символ - это образ, который приходит к нам из глубины и стремится воплотиться через нас, и мы это чувствуем и осознаем, и распознаем его, придавая ему форму в виде специального отношения с ним. Образ может иметь нечеловеческую природу, и не нужно бояться, что он приходит в виде бога или богини, однако в этом случае нужно помнить, что мы - посредник между ним и миром. Работа посредника - дать воплощение образу, то есть выполнить его задание.

Это не означает, что мы заигрываемся с магическим мышлением, в котором символическое уступает место примитивной охваченности бессознательным, которая как раз-таки нередко случается у людей с нормотипической психикой в моменты, когда естественное течение жизни разрушает устоявшуюся норму. Ничего общего с охваченностью здесь нет - при охваченности теряется реальность, а сама охваченность является лишь примитивной защитой от сложности, непредсказуемости и многофакторности всего происходящего в жизни.

Символическое мышление не уводит от реальности, но оно на него мощно влияет, в той мере, в какой нужно нашему символу. Во всех смыслах символическое мышление более крепкое, чем одностороннее нормотипическое и тем более магическое, как самое хрупкое из всех.

Символ никогда не декомпенсирует, как магическое мышление, то есть не инфлирует и раздувает, организуя психоз. И не уводит в эгоцентризм и нарциссизм, как делает нормотипическая установка, которая верит, что никакой живой психики нет, а есть только внешние нормы и правила, и всё рассматривает с точки зрения рациональной пользы.

Например, в начале отношений, человек с нормотипическим мышлением безусловно почувствует влюбленность, но скорее всего эти отношения перейдут в плоскость нормы - человек скажет себе, что они нужны ему прежде всего для того, чтобы (далее можно подставить - семья, дети, деньги, угодить родителям, не быть в одиночестве, и так далее).

Возможно, для кого-то это подходящие ценности, но если они находятся во главе угла, символическое мышление такой порядок не устроит. Ваш символ требует измерения, находящегося над нормой, и в силу этого будет творить отношения по-своему индивидуальному канону.

Отсюда растут все неврозы у людей с символической психикой - пытаясь угодить родительским комплексам и нормам и забывая о символе, они порождают внутренний конфликт, потому что идут против собственного течения. Конфликт еще больше обостряется в том случае, если человек с символической установкой на жизнь родился в нормотипической семье. Как мы помним, конфликт дает возможность пробудиться, и если вы чувствуете, что в среде близких людей вы белая ворона, это означает, что вам нужно отделяться от неё в поиске своего символа, потому что у вас символическое мышление.

Замечено на практике, что невроз и внутренний конфликт проходят сразу же, как только такой человек возвращает себе символическое измерение и начинает исходя из него осмыслять свои действия.

Впустите ваш символ в свою жизнь. Серьезно отнеситесь к тому, в каких образах он к вам приходит и какие задачи призывает выполнить. Продолжая оставаться обыкновенным человеком, одновременно вы - избранный проводник этого символа и в какой-то мере его воплощение.

4
Обычный дневной уровень сознания - всего лишь поверхностный пласт, под которым идет ваша символическая жизнь.
Процесс индивидуации сталкивает нас с вызовами, которые окажутся болезненными и будут связаны с потерей, с разочарованием, с конфликтами, с признанием в себе теневых сторон, которые мы не очень хотим видеть, это процесс усмирения нашего эго. Делай что должен и случится чему суждено - более точный перевод известной фразы, хорошо его описывающий. Мы должны признать, что разделение с нашим прошлым во имя будущего не может проходить гладко, переминаясь с ноги на ногу - скорее всего это будет означать, что мы себя обманываем и не пускаем индивидуацию в свою жизнь. Чтобы случилось чему суждено, требуется прыжок в бездну, погружение на глубину, нужен опыт, после проживания которого не останется возможности вернуться назад. Именно поэтому требуются годы подготовки, чтобы мочь такой опыт впустить в свою жизнь, чтобы он оказался трансформирующим, а не совершенно разрушительным.

Самость или глубинное Я, наш дальновидный центр, не являющийся рациональным эго, руководит процессом изменений. Этот процесс нелинеен, его нельзя вместить в шаблоны психологических терминов, диагнозов и тем более методов. Он активирует и пробуждает пласты бессознательного, невидимые нашему глазу. Эти пласты в свою очередь изнутри начинают менять все привычное, причем меняться будете не только вы, но все, так или иначе находящиеся с вами в близкой связи. В какую сторону они будут меняться, это решит их бессознательное. Ваше же бессознательное отправляет вас навстречу тому, что суждено случится.

Единицы действительно меняются, это привилегия тех, кто работает над собой, а не обычное дело. Если вы хотите изменений и к ним готовы, тогда этот процесс ставится во главу угла. Он краеугольный камень, а вы становитесь его жрецом, или слугой, служанкой, в любом случае теперь вы зависите от индивидуации, и ваша задача держать дверь открытой. Это означает не позволять себе упрощать свой процесс изменений. Углубляться в него и изучать, помня, что язык Самости и бессознательного - символы, в чем убеждают нас сновидения. Отныне символ приходит в вашу жизнь, и не давайте обыденности его упростить или отвергнуть как что-то незначимое.

Обычный дневной уровень сознания - всего лишь поверхностный пласт, под которым идет ваша символическая жизнь. Эта более глубинная и настоящая жизнь нуждается в ритуалах, в уважении и в особой оптике - специфическом знании, утерянном обывателем. В местах, способных активировать в нас эту жизнь и ее символы. А также в особом пространстве увлеченных людей, объединённых коллективной Самостью, собирающихся вместе во имя поиска. Избитое слово "поле" вполне подходит для индивидуации - мы нуждаемся в подходящем поле людей, атмосферы и обстановки, определенной энергии для того, чтобы в нем могли начать прорастать зерна изменений.

Продолжение следует
© 2015 Newminds
Made on
Tilda